Принята Утверждаю:
На Совете педагогов заведующая МБДОУ д/с № 16
МБДОУ д/с № 16 «Солнышко» «Солнышко»
Протокол № 1 от «20» 08. 2012 г. __________Л.А. Беспрозванных
Согласовано:
специалист по дошкольному воспитанию
Управления образования г. Искитима
____________ М.Г. Митина
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 16 «СОЛНЫШКО» комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области
«РОСТОК» 2012 год
Разработчики программы:
Творческая группа ДОУ в составе:
Старшего воспитателя первой категории Шуваловой В.С.
Учитель-логопед первой категории Попова М. В.
Психолога ДОУ первой категории Невзоровой Л.В.
Воспитателя ДОУ первой категории Сапроновой М.Б.
Воспитателя ДОУ первой категории Бровкиной Н.А.
Муз. руководителя первой категории Бибиной С.В.
Физ. руководителя первой категории Бересневой Т.М.
Руководителя ИЗОстудии первой категории Захаровой З.М.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
Программа разработана в соответствии с нормативной базой:
Федеральное законодательство
O Законом « Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
O «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13
O Приказом Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
O «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 20 июля 2011 г. № 2151).
Законодательство субъекта
Приказ Минобрнауки Новосибирской области «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010 – 2013 г.г.» № 184 от 03.02.2011
Документы муниципального уровня
O Приказ Управления образования администрации города Искитима Новосибирской области № 40-т от 01.03.2011 «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2011 - 2013 г.г.»
Локальные документы
O Устав дошкольного образовательного учреждения
O Решение педагогического совета о разработке образовательной программы учреждения
O Приказ о создании временного творческого коллектива по разработке основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ в МБДОУ № 16 «Солнышко» № 58а от 25.11.2010 г
Пояснительная записка
Программа «РОСТОК» является инновационным общеобразовательным программным документом для ДОУ № 16 детский сад «Солнышко», подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и Законом «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г. № 273 ФЗ )
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 2х до 7ми лет.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Название Программы - «Росток» - отражает основную задачу дошкольного образования – создание оптимальных условий для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления его здоровья, обеспечения социальной успешности и коррекции в физическом и психическом развитии дошкольника. Крепкий, здоровый росток в будущем обеспечит полноценный, богатый урожай. Программа «Росток» - это основная общеобразовательная программа, включающая в себя:
Развитие
Образование
Социализацию
Творчество
Охрану жизни и здоровья
Коррекцию
Педагогический коллектив ДОУ, реализующий данную примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, работает под девизом:
ТВОРЧЕСКИ РАСТИ, РАЗВИВАТЬСЯ И РЕАЛИЗОВАТЬСЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ!
*****************************************************************************************************************************************************
Аннотация
к рабочей программе «Формирование основ правового сознания у дошкольников 4-6 -ти лет»
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для дошкольных образовательных учреждений с учетом приоритетного социально-личностного направления работы ДОУ.
Социально-личностное направление представляет собой более глубокое изучение следующих разделов Программы:
· Гражданско-правовое воспитание;
· Нравственно-патриотическое воспитание
В гражданско-правовое воспитание вводятся новые и современные технологии по правовому воспитанию и музейной педагогике
Ознакомление детей с их правами проходит в разных формах: в образовательной деятельности, в игровой деятельности и в повседневной жизни.
Диагностика проводится 2 раза в год - в октябре и итоговая в форме тест-игры в апреле. Особенностью программы является выделение специального времени в образовательной деятельности (знакомство с правами), в совместной деятельности (разбор ситуаций, обыгрывание сюжетов, разрешение конфликтов, выполнение специальных заданий и пр.) и в самостоятельной деятельности (в игре, режимных моментах, труде и пр., применяя полученные знания на практике).
Рабочая программа составлена с учетом интеграции в разные образовательные области общеобразовательной программы:
1. «Изодеятельность», где дети вместе с родителями придумывают герб семьи, изготавливают оберег дома и др.;
2. «Художественная литература», где используются литературные произведения: сказки, стихи, рассказы;
3. «Музыка», где разучиваются музыкальные произведения о маме, папе, бабушке, о детях и животных;
4. «Здоровье» и «Физическая культура», где прививаются основы здорового образа жизни;
5. «Труд», где формируются трудовые навыки;
6. «Социализация», где шлифуются человеческие отношения между сверстниками и взрослыми
Мы живем в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Начинать приучать ребенка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права необходимо с малых лет. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно, и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Материал собран и представлен в виде комплексно-тематического плана для детей от 4х до 7-ми лет воспитателем первой категории МДОУ № 16 «Солнышко» г. Искитима Новосибирской области Макаровой Валентиной
Игнатьевной и старшим воспитателем первой категории Шуваловой В.С. В нем много внимания уделяется изучению Декларации прав ребенка, предлагаются интересные консультации для родителей, разные формы работы с коллегами, детьми и родителями. Особая «изобретательность» проявляется в том, чтобы познакомить детей с их правами и обязанностями.
Авторы разработали собственную Концепцию решения данной проблемы и выстроили весь собранный материал в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка-дошкольника.
Принятие в 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка, а в 1989 году – Конвенции о правах ребенка свидетельствует о озабоченности человечества состоянием и условиями жизни молодого поколения планеты. А тот факт, что Россия ратифицировала эти документы, говорит о положительной тенденции и дает основание решать проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Суть Концепции начального правового воспитания дошкольников заключается в следующем.
Прежде всего, следует отметить, что данная проблема может быть решена эффективно при условии подхода к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности. Поэтому первое концептуальное положение:
Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребенка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.
Просвещение взрослых- родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьезному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребенка-дошкольника есть права, которые должны соблюдаться. Кроме того, мы взрослые, обязаны формировать у самих ребят представления об их правах. Позиция «они еще малы для таких знаний» - свидетельство не только безграмотности взрослых в области прав, но и принципиально вредна для развития личности ребенка. Поэтому, прежде всего, нужно познакомить взрослых с основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша, а затем процесс обучения должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребенка, к стремлению жить в правовом государстве, где все члены общества понимают важность соблюдения прав человека.
Только при таком обучении можно надеяться, что взрослые будут последовательно и грамотно приобщать ребенка к осознанию его прав. Следовательно, необходимо разработать эффективную методику работы с родителями. Это могут быть:
· прямая информация;
· наглядная информация;
· создание проблемных ситуаций;
· разбор отдельных случаев с поиском правильного выхода из положения;
· чтение отдельных статей Декларации с их анализом;
· обсуждение методов реализации намеченных задач.
Далее возникает вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Возникает следующее положение Концепции:
Применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ими нравственные нормы поведения и взаимоотношений.
Правовое воспитание заключается, с одной стороны, в усвоении правовых знаний, а с другой - в поведении и действиях человека в соответствии с установленными законом правилами. Особенность правовых норм - это отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым человеком. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми и требуют от личности не формального следования им, а чтобы эти нормы стали привычкой, личностным убеждением.
Отличием правовой нормы от нравственной является последствие ее выполнения. Нарушения правовой нормы влечет за собой наказание по законам государства. Нарушение нравственной нормы тоже влечет за собой наказание, но не лишает человека свободы, его имущества и т.д.
Однако надо не забывать, рассказывая о правовых нарушения и их последствиях, нельзя переусердствовать, чтобы не вызвать у малыша страх, боязнь наказания, т.к. это может помешать развитию осознанного отношения к соблюдению правовых норм. Отсюда вытекает следующее положение Концепции:
На первоначальном этапе правового (как и нравственного) воспитания наказание не должно рассматриваться как движущая сила, как стимул к усвоению правовых и нравственных норм.
Следует обратить внимание на еще один аспект – как разрешить противоречие между сложностью самих по себе правовых знаний и возможностями их усвоения в дошкольном возрасте. Поэтому вытекает еще одно положение Концепции:
Отбор передаваемых ребенку знаний о его правах должен основываться на материале близком, входящем в социальный опыт дошкольника.
Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знания которых, может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщения. В связи с этим вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет свое особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Первый блок - это права, с которыми дети встречаются постоянно:
· право на имя,
· право на любовь и ласку,
· право на образование,
· право на игру,
· право на уважительное к себе отношение,
· право на защиту от жестоких наказаний.
Задачи, которые содержит первый блок, включают:
- формирование у детей представлений:
1/ о нормах поведения в группе;
2/ о положительных взаимоотношениях со сверстниками;
3/ о том, что каждый имеет право на что-то.
Главное, что дети усваивают в этом блоке:
Я знаю имя каждого ребенка и называю ребят по имени, но и хочу, чтобы меня всегда называли по имени.
Второй блок – это права, которые наиболее часто нарушаются:
· право на выражение своего мнения, своих взглядов,
· право на собственность, право на уединение,
· право на выбор любимого занятия.
Задачи, включенные во второй блок:
- взрослым следить за тем, чтобы не нарушать права маленького человека;
- приучать детей высказывать свою точку зрения;
- учить находить аргументы в пользу своей позиции;
- сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком;
- учить соглашаться с позицией оппонента.
Главное во втором блоке:
Со мной считаются, к моему мнению прислушиваются, со мной советуются.
Третий блок - это права, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, т.е. права, знание которых способствует развитию интереса ребенка к социальным явлениям и, которые доступны познанию на уровне обобщения:
· это право на образование,
· право на жилище и семью,
· право на полноценное питание.
Задачи в этом блоке следующие:
- расширить представление детей о правах ребенка;
- научить приобщать «себя к проблемам мира»;
- познакомить детей с Декларацией прав ребенка, документом, принятом во всем
мире для защиты детей.
Важной особенностью этого блока является то, что при ознакомлении детей с этими правами, необходимо вывести на уровень обобщения:
У меня есть право, но такое же право есть у всех детей Земли.
Нравственно-правовое воспитание - очень сложный процесс. Здесь главное - не упустить из виду возраст и возможности своих воспитанников, соблюдать чувство меры, знакомя детей с их правами и обязанностями.
*********************************************************************************************************************************************************
Аннотация к рабочей программе «Музейная педагогика в ДОУ»
О значении искусства в нравственном, эстетическом и духовном воспитании человека известно еще со времен античности. В силу своей природы музеи играют важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. И здесь весьма важное место отводится музейной педагогике.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставилась задача формирования у подрастающего поколения гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе.
Подпрограмма Министерства образования РФ Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Краеведение - одна из важных составных частей нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Педагогический коллектив МБДОУ № 16 «Солнышко» активно использует краеведческий материал в образовательном процессе. Созданный в ДОУ совместно с родителями краеведческий музей способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство собственного достоинства, воспитывает бережное отношение к предметам старины, формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия.
Цели и задачи музея:
· реализовать направление «музейная педагогика»;
· обогатить предметно-пространственную среду ДОУ;
· пополнить образовательный процесс новыми формами;
· формировать представление о музее;
· развивать кругозор дошкольников;
· научить самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
· выбрать активную жизненную позицию.
Занятия в музее – часть циклов занятий по разделу программы «Социальный мир». Они проводятся согласно перспективных планов воспитателей и договоренности руководителя музея, по полчаса в первой и во второй половине дня с небольшой группой детей. Педагоги используют разные формы проведения занятий: беседы, игры-путешествия, викторины, развлечения, фольклорные «посиделки», досуги, экскурсии в мини-музей. Экспонаты в музее представлены подлинными вещами, произведениями народных промыслов, макетами, фотоальбомами, наборами, картин, коллекциями и видеоматериалами.
Музейная педагогика включается в воспитательно-образовательный процесс, как специально организованная образовательная деятельность, начиная со средней группы. Работа с детьми дошкольного возраста, учитывая особенности педагогического общения с ними, должна включать игровые приемы. Игровые приемы – необходимое условие успешной педагогической работы. Богатая палитра дидактических игр, разработанных в различных музеях, позволяет сегодня широко и плодотворно использовать их в работе с детьми в возрасте 4-7 лет. Музейные дидактические игры помогают решать различные педагогические задачи:
· организовать процесс восприятия детьми произведений искусства;
· активизировать внимание детей, помочь им легче усвоить и запомнить материал, овладеть практическими навыками художественной деятельности;
· развивать пространственные представления, воображение, память, чувство цвета, формы, объема, ритма;
· воспитывать отзывчивость на эмоционально-смысловые характеристики художественной формы и умения сопереживать автору в его отношении к событиям и явлениям;
· развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные качества ребенка, необходимые для восприятия искусства.
В МБДОУ д/с № 16 «Солнышко» в процессе проведения музейно-образовательной деятельности используются такие методы воспитания и обучения как:
u метод «погружения в историю» («Лента времени»)
u игровые (игры-драматизации, народные, дидактические игры);
u ролевые игры, которые по сути «одноразовые», т.к. зависят от творчества и импровизации участников;
u вопросно-ответный;
u наглядные методы работы с детьми;
u продуктивные методы организации детской деятельности в музее (рисование, аппликация, лепка);
u проблемно-поисковые методы (беседа, дискуссия, мозговой штурм);
u сочинение – рассказ о посещении музея;
u познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, исследования)
u проектная деятельность.
Кроме мини-музея открытого в детском саду в специально-организованном помещении ДОУ, в каждой группе педагоги вместе детьми и родителями оформляют небольшие экспозиции, это могут быть:
u Моя любимая игрушка;
u Любимый друг (животное);
u Страна сказок (выставка книг);
u Мамины украшения (выставка бижутерии)
u Бабушкин наряд (коллекция шляпок);
u Красота лета (выставка цветов)
u Осенняя фантазия (работы из листьев)
u Зимнее кружево (выставка снежинок, вырезанных из бумаги)
u Веселая ярмарка (выставка поделок из овощей, ягод и фруктов)
u Фантазии нет границ (совместная с родителями выставка из бумаги –
оригами)
u Здравствуй, Африка!
В мини-музее ДОУ оформлены экспозиции:
1. Полезные ископаемые Искитима и Искитимского района;
2. Куклы народов мира;
3. Русская изба;
4. Историческая коллекция жилья человека (в картинках)
5. Источники света;
6. Макет: Хозяйка медной горы (коллекция украшений из самоцветов);
7. Произведения народно-прикладного искусства (вышивка);
8. Коллекция часов.
9. Посуда (из разного материала - медь, дерево, глина, пластмасса, ивовый прут, солома);
Кроме того, в течение учебного года, в мини-музее ДОУ оформляются выставки на разные темы, например: Герб семьи, Портрет моей мамы, Детскому саду - 40 лет, Космические фантазия, Бумажная оранжерея и др.
На базе музея, через приобщение к истокам русской национальной культуры, воспитание любви к родному краю, осуществляется формирование личности ребенка, его нравственных качеств. Мини-музей несет большую нравственно-патриотическую нагрузку – более подробно знакомит детей с историей родного края, стимулирует интерес к занятиям краеведением, воспитывает активную жизненную позицию, учит любить и гордиться своим родным краем, Родиной. Наш мини-музей активно взаимодействует с городским краеведческим музеем. Стали уже традицией походы в городской краеведческий музей на День победы, на День города, при знакомстве с фауной Новосибирской области, интересными выставками, организованными по инициативе музея.
Благодаря поисково-собирательской работе мини-музей стал творческой лабораторией не только среди педагогов и детей, но и их родителей. Огромную помощь в организации мини-музея в детском саду оказывают родители. Музейная педагогика способствует:
- знанию детей о выдающихся событиях своего города, страны;
- знакомству с легендами и преданиями своей страны;
- формированию первоначальных представлений о жизни и быте наших предков;
- знакомству с народными промыслами, зародившимися на Руси, на территории родного края;
- изучению некоторых народных праздников, обычаев и традиций, связанных с ними;
- знакомству с подвигами и свершениями знаменитых земляков;
- знакомству с геральдикой и символикой государства и родного города;
- формированию представлений о памятниках истории и культуры своего города, страны;
- активному участию в сборе экспонатов для мини-музея;
- освоению навыков экскурсоводов в своем мини-музее;
- освоению навыков красиво и правильно говорить;
- воспитанию чувства гордости за свою страну, свой народ и его достижения, а также желание сохранить и приумножить уже имеющееся.
Один раз в год в апреле-мае в каждой возрастной группе проводится мониторинг усвоения детьми программы по музейной педагогике. Знания детей отслеживаются в ходе тест - вопросов, тест - игры, беседы с детьми.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к сотрудничеству семьи, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.
Музей - центр духовно - нравственного, этнокультурного и эстетического воспитания детей, приобщения их к истокам традиционной русской народной культуры.
**********************************************************************************************************************************************************
Аннотация к "Программе коррекционно-развивающей организованной деятельности по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с особенностями в развитии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Солнышко» является детским садом комбинированного вида, в котором наряду с детьми нормы воспитываются дети с нарушением речи различной степени тяжести. Есть дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, есть с общим недоразвитием, что влечет за собой отставание развития познавательной сферы. Кроме этого, имеются дети с не резко выраженными отклонениями в развитии познавательной, эмоционально - волевой и личностной сфер: гиперактивные, педагогически запущенные, дети – носители негативных психических состояний, дети, имеющие проблемы в общении и дети с нарушенными формами поведения. В последнее время увеличилось количество детей с комплексными нарушениями. Особенно часты сочетания общего недоразвития речи и других проблем, влекущие нарушение познавательной и эмоционально-личностной сфер. Эти дети имеют особенности поведения: они эмоционально нестабильны либо гипервозбудимы, расторможены, либо пассивны и инфантильны. Кроме того, такие дети имеют проблемы с развитием высших нервных процессов: особенно страдают внимание и память, уровень развития мышления и игровой деятельности не соответствуют возрасту.
Дети, имеющие отклонения в развитии, испытывают большие трудности при освоении Программы, так как трудности возрастного развития накладываются на отставания в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.
Изучение контингента детей, выявление детей с отклонениями в развитии поставило задачу разработки программы сопровождения развития таких детей, с целью оказания помощи детям в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер для более полного освоения Программы ДОУ и оказания помощи специалистам, работающим с детьми (воспитатели речевых и общеразвивающих групп, логопеды), а также их родителям.
Дети, имеющие проблемы в развитии и относящиеся к «группе риска» (дети с общим недоразвитием речи и нарушенными формами поведения) требуют обеспечения условий, при которых степень риска должна уменьшаться до нормы в конечном итоге, чем и объясняется потребность в программе, разработанной в соответствии с настоящим положением дел.
Содержание коррекционно-игровых комплексов опирается на образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», которые могут интегрироваться в разных сочетаниях.
В основу программы положена Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражевой, Н.В.Варвариной, С-П, 2011г.
Цель программы:
Сопровождение и коррекция познавательного и эмоционально- волевого развития детей с общим недоразвитием речи, нарушениями поведения и проблемами развития эмоционально-волевой сферы.
Программа решает следующие задачи:
- выявление образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии;
- учет возрастных особенностей и особенностей отклонения от нормы, индивидуальных трудностей развития;
- отбор и использование психолого-педагогических форм работы, повышающих развитие и эффективность коррекции познавательной и психоэмоциональной сферы детей;
- обеспечение предметно - пространственной среды, стимулирующей коррекцию и развитие ребенка;
- отслеживание динамики познавательного и эмоционально-волевого развития детей с проблемами в развитии;
- тесное сотрудничество специалистов, работающих с детьми;
- тесное сотрудничество с родителями.
Материал программы состоит из 3 блоков:
- диагностический блок;
- содержание организованной деятельности по развитию и коррекции психических функций (1 часть-18-20 занятий), по коррекции эмоционально-волевой сферы (2 часть 6-8 занятий);
- приложения
Организованная деятельность с детьми составляет 26(28) коррекционно-игровых комплексов с микрогруппами (2-4-детей) и индивидуальных диагностико-корректирующих, которые могут дополнительно повторяться для детей в индивидуальном порядке. Содержательный материал коррекционно-игровой деятельности с детьми тематически связан с организованной деятельностью детей с воспитателями и логопедами и не является статичным, так как постоянно появляются новые материалы - игры, упражнения и др.. и копится дополнительный дидактическо-игровой материал. Программа предусматривает тесное сотрудничество с родителями для создания условий в семье, способствующих
развитию и помощи детям. С ними ведется просветительская работа в различных формах, а также индивидуальное консультирование по всем вопросам.
Предполагаемые результаты: результатами проделанной работы с детьми должна стать стабильная положительная динамика развития ребенка, отслеживаемая в промежуточный и итоговый периоды работы (Мониторинг).
****************************************************************************************************************************************************************************************************
Аннотация к рабочей программе «Гражданско-патриотическое воспитание для детей 3-6 лет»
Сбор материала ребенком вместе со своими близкими активизирует их, сближает, повышает педагогическую культуру родителей, расширяет кругозор детей, воспитывает патриотизм и гражданственность. Радость и удовольствие от совместной деятельности, творчества и познания нового не покидает ни детей, ни родителей, занимающихся музейной деятельностью, позволяет связывать воспитательную работу с окружающим миром, социальной жизнью.
Творческая группа ДОУ разработала рабочую программу гражданско-патриотического воспитания для детей с 3х до 6 лет.
Патриотическое воспитание дошкольников проходит в разных формах: в образовательной деятельности, в игровой деятельности и в повседневной жизни.
Особенностью программы является выделение специального времени в образовательной деятельности (знакомство с символикой страны, края, города), в совместной деятельности (разбор ситуаций, придумывание герба семьи обыгрывание сюжетов, разрешение конфликтов, выполнение специальных заданий и пр.) и в самостоятельной деятельности (в игре, режимных моментах, труде и пр.), применяя полученные знания на практике.
Рабочая программа составлена с учетом интеграции в разные образовательные области общеобразовательной программы:
1. «Изодеятельность», где дети вместе с родителями придумывают герб семьи, изготавливают оберег дома знакомятся с народным прикладным искусством, историей государства, его народностями, их промыслами, обычаями и традициями др.;
2. «Художественная литература», где используются народный фольклор и литературные произведения: сказки, стихи, рассказы;
3. «Музыка», где дети знакомятся с Гимном России, разучиваются музыкальные произведения разных народностей страны России, а также песни о маме, папе, бабушке, о детях и животных;
4. «Здоровье» и «Физическая культура», где прививаются основы здорового образа жизни, знакомятся со знаменитыми спортсменами, прославившими Россию, воспитывается гордость за них и свою страну.
5. «Труд», где знакомят детей с профессиями и трудовыми достижениями людей, чей труд прославил страну.
6. «Социализация», где шлифуются человеческие отношения между сверстниками и взрослыми, где воспитывается уважение и почет к своей стране, краю, родному городу, пожилым и заслуженным людям, внесшим большой вклад в развитие и приумножение достояния нашего государства.
В раздел Программы по патриотическому воспитанию включены следующие темы:
· Образ Я
· Семья
· Детский сад
· Родная страна
· Наша армия
· Наша планета
· Природа
Качества, сформированные в результате работы по патриотическому воспитанию, которыми должен владеть ребенок к выпуску из детского сада:
- знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи;
- знает название своего детского сада, его адрес, гордится его достижениями;
- знает свою принадлежность к человеческому обществу, как называют жителей своей страны;
- может рассказать о своей стране, крае, родном городе и назвать их;
- знает имя президента, геральдику страны, края, родного города;
- имеет представление об армии, ее роли, знает военные профессии;
- имеет представление о ветеранах ВОВ, их воинских наградах, уважает и гордится их подвигами,
- имеет представление о государственных праздниках;
- знаком с ритуальными правилами поведения во время звучания гимна (все встают, мужчины и мальчики снимают головные уборы);
- имеет представление о детях других стран, их жизни;
- гордится достижениями своей страны, края, родного города;
*********************************************************************************************************************************************************************************************
Аннотация к рабочей программе "Логопедическая работа с детьми 5-7 лет"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных её формах. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Солнышко» комбинированного вида осуществляет педагогическую деятельность, где приоритетными направлениями являются:
• коррекция психического и физического развития детей с нарушением речи;
• социально-личностное развитие детей.
Данная учебная программа составлена на основе
1. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи» Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.
2. «Основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада № 16 «Солнышко» комбинированного вида г. Искитима НСО –«РОСТОК»»
Для успешности воспитания и обучения детей с нарушениями речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с нарушениями речи;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• консультировать родителей ребенка.
Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методик и из разных источников информации, позволяет наметить индивидуальные и групповые программы коррекционно-педагогической работы на учебный год.
Комплектование комбинированных групп для детей с нарушениями речи осуществляется Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В основе комплектования групп лежат следующие принципы:
· отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими отклонениями в психофизическом развитии;
· дифференциация детей с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых нарушений.
Для оформления в комбинированные группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. На комиссию предоставляются следующие документы:
— заключения узких специалистов (детского психиатра, отоляринголога, окулиста, невропатолога);
— логопедическая характеристика ребенка;
— педагогическая характеристика ребенка.
Срок обучения ребенка так же зависит от вида речевых нарушений:
· с нарушениями произношения отдельных звуков – 6 месяцев;
· дети с фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) - срок зачисления от 1 года и более;
· дети с общим недоразвитием речи (ОНР) - срок зачисления от 2-3 года и более;
· заикающихся – срок зачисления от 1 года и более.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи логопедической работы каждой из групп. Так, при работе с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных звуков, главной задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости – их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками. Задачи работы с детьми, имеющими ФФН, расширяются – не только формирование правильного произношения звуков и их дифференциация, но и развитие фонематического восприятия, навыков полноценного звуко-слогового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте. Задачи работы с детьми с ОНР заключаются в формировании лексико-грамматических средств речи, звукопроизношения и фонематических процессов, в целом связной речи в соответствии с возрастными нормативами и подготовке детей к овладению грамотой. Центральная задача в работе с дошкольниками, имеющими нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание) – воспитание у них правильных навыков речи в постепенно усложняющихся формах речевого высказывания, а при нарушениях интонационно-мелодической стороны речи – воспитание навыков правильной голосоподачи, голосоведения и развитие речевых выразительных средств.
Учет характера и степени выраженности речевых нарушений, возраста воспитанников определяют не только перечень основных коррекционно-педагогических задач, но и соответствующую наполняемость комбинированных групп. Наполняемость группы для детей с ФФН, заиканием - 12 человек (в возрасте старше 3-х лет), ОНР – 6 человек (до 3-х лет) - 10 человек (старше 3-х лет).
Общая цель программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Сама программа строится с учетом комплексно-тематического планирования.